Огненный змей или демон-искуситель
Огненный змей — злой дух, мифологическое существо в преданиях славян. Часто является инкубом — ипостасью ходячего покойника или чёрта, принимающего облик умершего или находящегося в отлучке мужа или любовника, и вступающего в любовные отношения с женщинами
В воздухе он выглядит, как огненный змей. Похож на светящееся огненное коромысло, пламенный веник, клубок синего цвета. От этого и пошло его название.
Появляется он из облаков, летит по воздуху, и, рассыпавшись искрами над крышей, проникает в дом через печную трубу. Когда он спускается на землю его крылья отпадают.

Огненный змей считался злым духом, также его считают бесом, который посещал в ночное и вечернее время вдову или девицу, чрезмерно предавшихся тоске, после недавней потери мужа или сердечного друга (умершего или отсутствующего). Он является к ним, всегда принимая вид любимого человека (порой с несколькими головами), которого они потеряли, и женщины свыкались с мыслью, что он действительно жив, а не умер (или уехал).
Люди, которых посещал этот змей, худели, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством. Посторонние люди огненного змея не слышат и не видят, только слышат как обольщённая демоном девушка или женщина разговаривает с ним.

Огненный змей, хоть и принимает человеческий облик, имеет физические недостатки, характерные для демонов: отсутствие спинного хребта. Как и вся нечисть, он не способен правильно произносить сакральные христианские имена: вместо «Иисус Христос» он говорит «Сус Христос», вместо «Богородица» - «Чудородица».
Подарки его недолговечны: гостинцы, которые он приносит женщине, с восходом солнца превращаются в лошадиный навоз или камни, а деньги и драгоценности - в черепки.
Для завлечения своих жертв огненный змей разбрасывает по дорогам красивые вещи: бусы, перстни, платочки. Если их поднять без благословения, то к той нечистый и прилетает.

Основным занятием огненного змея являются — отношения с женщинами.
От связи с демоном женщина может забеременеть. Беременность в этом случае протекает ненормально долго - до трех лет и часто кончается ничем: в животе женщины оказывается песок, она рожает головешку и т. п., что соответствует представлениям о бесплодности нечистой силы. Если переводить на современное время, то вероятнее всего мертвый плод внутри матери начал кальцифицироваться. Это явление, хотя и чрезвычайно редкое, известно медикам под названием «литопедион» (каменный ребенок). Оно может возникнуть в случае внематочной беременности.
Если рождается ребёнок, то он чёрного цвета, с копытами вместо ступней, с глазами без век, а тело его холодное и подобно студню. Живёт такое дитя недолго, и вскоре умирает.
Причина появления Огненного змея
В восточно-славянской традиции главной причиной домогательств огненного змея является нарушение запрета сильно горевать по умершему, тосковать мужу в разлуке. Змей получает доступ к девушке, потерявшей невинность.
Методы изгнания

Во Власьев день нельзя смотреть на звёзды, чтобы не увидеть огненного змея.
Распространённым мнением было, что если удивить змея — он исчезнет. Для этого женщина одевала своих детей — мальчика и девочку в свадебные наряды или одевалась в них сама, на вопрос змея, зачем она это делает, отвечает: «Брат сестру берёт» — «Но разве может быть такое, чтобы брат сестру брал?» — «А разве может быть такое, чтобы мертвый к живой ходил?». После этого огненный змей оставлял свою жертву в покое.
Методы исцеления
Средством исцеления от напасти служили исповедь постороннему человеку. Женщина не должна была спать в одиночестве, а вместе с ребёнком или с кем-нибудь из родственник. В качестве лекарств использовались: трава (валериана), отвар репейника, как оберег — стебли репейника на стене. В доме рекомендовалось читать Псалтирь, а над жертвой — молитвы от блудного беса из требника Петра Могилы, ставить крестное знамение на дымоходы, окна, двери с произнесением слова «Аминь!»
Также через почтенных людей убеждали женщину попробовать надеть на являющейся ей образ нательный крест на тесьме. После трёх-четырёх-пяти неудачных попыток надевания креста, видение должно пропасть, а недужная поправиться.
Мифы и заговоры
Мифы об огненном змее встречаются в сербских эпических песнях, в русских былинах, сказках и заговорах, а также в житийной «Повести о Петре и Февронии Муромских», которая основана на фольклорном материале.
К огненному змею относится сюжет о его преступной связи с женщиной, от которой рождается сын, впоследствии побеждающий своего демонического отца.
В заговорах упоминается как помощник, имеющий возможности внушить страсть женщине.
Софья Гудкова
автор