Марина Цветаева. 130 лет
Редакция "Привет!" приняла участие в конкурсе эссе, посвященному юбилею великого поэта Марины Цветаевой. Конкурс закончился, поэтому мы наконец-то делимся с вами нашими материалами.
Биография в трагедии. Нелегкая судьба Марины Цветаевой.

У Марины Цветаевой была тяжелая жизнь, которая напрямую отразилась в её творчестве.

Родилась она в 1892 в дворянской семье. Цветаева была наполовину русской, на четверть немкой, и ещё на четверть полькой. Росла она в интеллигентной, умной семье. В шесть лет начала писать стихи.

Ещё до революции вышли три книги ее стихов: «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913). В 20-е годы были изданы две книги с одинаковым названием «Версты», где была собрана лирика 1914-1921 годов. С самого начала творческого пути Цветаева не признавала слова «поэтесса» по отношению к себе, называя себя «поэт Марина Цветаева».

Внешние события предвоенной истории мало коснулись ее стихов. Много позднее она скажет, что «поэт слышит только свое, видит только свое, знает только свое». Первая мировая задела её сильнее ведь коснулась жизни её дочери и мужа.

С мужем С.Я.Эфроном она познакомилась в Коктебеле. Выйдя замуж, Цветаева не стала верной женой. Творческий склад характера требовал новых ощущений, новых эмоций. Нужно отдать должное Эфрону, который стоически выносил бесконечные романы жены. В 1913 году вернулся из-за границы брат Сергея Петр, с которым у Марины завязался роман. Отношения завершились с его смертью. В 1914 году судьба свела Цветаеву с поэтессой Софией Парнок, с которой ее связывали не только дружеские отношения. Ей посвящен цикл стихотворений «Подруга». Закончилось все банально, Парнок изменила. Марина вернулась к мужу, отозвавшись об отношениях с Парнок как о «первой катастрофе в своей жизни».

В сентябре 1912 года в этом доме родилась Ариадна. В 1914 году молодая чета переехала в другой дом, расположенный в Борисоглебском переулке, где Цветаева жила до самого отъезда из России в 1922 году.



Начало Первой мировой войны отразилось на судьбе Цветаевой тем, что муж ушел на фронт. Он несколько раз пытался попасть в действующую армию в качестве добровольца, но его попытки были неудачны. Медицинская комиссия не пропускала его, тогда он прошел в качестве медбрата. Позже ему все-таки удалось окончить юнкерское училище, после чего в 1917 году он был зачислен в полк.

В 1917 году у Цветаевой и Эфрона родилась дочь Ирина. В отличие от Ариадны девочка была слишком посредственна, поэтому Цветаева была равнодушна к ней. Она могла оставлять ее привязанной на веревку на целый день в одиночестве. С одной стороны, это делалось для безопасности, однажды девочка съела целый кочан капусты и чуть не погибла, с другой – выглядело жестоко.

Через пару лет столицу охватывает голод, Цветаева перестает издаваться, денег нет, и она принимает очень тяжелое для себя решение. Она сдает дочерей в приют. Когда она узнает о том, что обе девочки тяжело больны, решает забрать только старшую Ариадну в ущерб младшей. Скоро маленькая Ирина умирает.

Связь с ушедшим на фронт Эфроном прервалась на два долгих года. В это время у Цветаевой случилось несколько романов, и все же она неистово молилась за жизнь мужа. Бог услышал ее мольбы, муж нашелся в Праге, куда в 1922 году к нему уезжает и Цветаева с дочерью. Годы, проведенные в Праге, она будет вспоминать как самые счастливые.

Франция, куда семья Эфронов, к тому времени состоявшая уже из четырех человек (в 1925 году у Цветаевой родился сын), переехала, встретила русских эмигрантов неласково. Ещё сильнее сжимались тиски нищеты. Многие современники отмечали, как рано постарела Марина, как обносилась её одежда, и только на неухоженных, красных руках по-прежнему блестели, переливались дорогие перстни, с которыми Цветаева не могла расстаться даже по бедности. Её максимализм, несдержанность, неумение улыбнуться в нужный момент нужному человеку, полное отсутствие того, что называется «политикой», сделали Цветаеву одиозной фигурой в обществе русских писателей и издателей, которое уже успело сложиться к тому времени в Париже. В семье тоже всё было сложно. Эфрон сблизился с прокоммунистическими организациями. Он в Париже нашел советское посольство, и просил отправить его на родину. Но из-за сталинской политики доверчивый Сергей стал агентом НКВД. Тень опасной деятельности мужа пала и на Цветаеву. Она, чуждая всякой политике, оказалась в изоляции. Дома она ещё пыталась сопротивляться, понимая интуитивно, в какую яму затягивает семью муж, но было слишком поздно. Подросшая умная, талантливая дочь Аля заняла сторону отца, она считала мать отставшей от жизни мечтательницей, поэтессой, пережившей свою эпоху, Марина, отчаявшись убедить близких, только бумаге могла доверить свои сомнения:



Не нужен твой стих —

Как бабушкин сон.

А мы для иных

Сновидим времён.

* * *

Насмарку твой стих!

На стройку твой лес

Столетний!

— Не верь, сын!



Первой уехала в Москву Аля. От неё приходили письма восхищения, ей нравилось там все, она сотрудничала в журнале, правда, нештатно, но обещали вскоре взять и в штат. За ней тайно последовал и Сергей. В октябре 1939 года Цветаеву вызвали в полицию по делу об убийстве сотрудника НКВД Игнатия Рейсса. Во время допроса во французской полиции Марина все твердила о честности мужа.

Через несколько месяцев после приезда Цветаевой в Москву, на даче НКВД в Болшево, где поселилась она с сыном, была арестована дочь, а потом и Сергей. Это был последний круг ада, который Марина не могла пережить. Она ещё сопротивлялась долгие два года. Стихи, её драгоценные дети, больше не появлялись на свет. Она существовала ради ежемесячных передач дочери и мужу в тюрьму и ради подростка сына. Она пытается найти поддержку у правительства и пишет Сталину письмо, в котором уверяет, что ее муж всей душой был за советскую власть. Ответа из Кремля она не получает. Марина очень хотела уехать в Чехию, которая ей так полюбилась, но ее уже оккупировали фашисты. Сын стал просто неуправляемым.

В 1941 году они едут в эвакуацию в Елабугу. Пастернак помогал собирать вещи в дорогу. Он принес ей веревку, которая могла пригодиться в дороге. Его шутка насчет того, что она такая крепкая, хоть вешайся, оказалась пророческой. Пастернак долго потом не мог себя простить.

Цветаева пытается найти работу в Чистополе, но ее не берут даже в посудомойки. 28 августа она вернулась в Елабугу. Она была очень измотана, в 48 лет выглядела старухой. Ссоры с сыном, подорванная психика привели к тому, что она покончила с собой. Трудно сказать ту ли веревку она использовала, что дал ей Пастернак, или какую-то другую. Хозяева квартиры, где она жила, вернувшись домой, нашли ее висящей в коридоре. Сын не пришел на похороны матери, сказав, что хочет запомнить ее живой. Похоронили ее как самоубийцу за церковной оградой без отпевания в Елабуге.

В скором времени после её смерти расстреляли Эфрона. Дочь провела 15 лет в лагерях, вернулась в Москву в 1953 году больным человеком.

Цветаева оставила огромное творческое наследство. За тридцать лет было написано 17 поэм, 8 пьес, 50 прозаических произведений, более 800 стихотворений. Говорят, чем больше судьба поэта отражает историю страны, тем дороже поэт народу. Эти слова можно отнести и к Марине. На ее стихи написано много песен. В стране открыто и действует восемь музеев Цветаевой. Ей поставили памятники в разных городах.

Слова одного из ранних стихотворений Цветаевой оказались пророческими:

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.


Виктория Чиж
участница

Марина Цветаева – поэт, автор замечательных произведений. Родилась 8 октября 1892 года в Москве. Большинство своих поэзий Марина Цветаева написала в периоды сильнейших душевных страданий. Она была сильной и открытой, сумевшей без лишних истерик отразить в своих стихах все, что так близко женщине. Имя Марины Цветаевой навсегда останется в истории мировой поэзии 20-го века.

130 лет назад поэтесса покончила жизнь самоубийством. 31 августа Марина Ивановна осталась в доме Бродельщиковых одна, сказавшись нездоровой. Нашла её хозяйка, вернувшись с работы, в сенях дома на балке. Есть легенда, что в тот роковой день поэт использовала верёвку, которую дал ей Борис Пастернак для связки багажа.

Жизнь Цветаевой была весьма нелегкой, из-за этого ее стихотворения несут депрессивный посыл. Но при этом она была очень талантливым человеком. Невозможно без восхищения читать ее произведения. Они вызывают эмоции и заставляют задуматься.


Виктория Шуплецова
участница

Марина Цветаева – великая поэтесса серебряного века, родилась 26 сентября 1892 года. Семья поэтессы принадлежала к научно-художественной интеллигенции. Уже в шесть лет Цветаева начала писать четверостишия, она знала немецкий и французский языки и также писала на них. Семья Цветаевых нередко была за границей и это, несомненно, сказалось на творчестве поэтессы.

Осознанный творческий путь ее приходится на шестнадцать лет. Именно в этом возрасте у поэтессы выходит первый сборник стихов, который ей помогли опубликовать. Сборник назывался «Вечерний альбом». Именно в нем критики и известные литераторы той эпохи смогли распознать будущего мастера слова.

Первые стихи Цветаевой – это произведения полные чистоты, правдивости. Много стихов поэтесса посвятила своей родне: сестре и матери. Ее творения наполнены радостью, переживаниями, рассуждениями. Марину Ивановну называют своеобразным, непосредственным и талантливым поэтом. Каждый ее стихи – это строки, наполненные воздухом, безграничным раздольем, ярким светом и воздухом. Марина Ивановна была личностью неординарной, свои противоречивые взгляды и эмоции она старалась отразить в поэзии.

Начало двадцатого века знаменуется среди символистов временем, когда модно было писать о смерти и потустороннем мире. Цветаева тоже затронула эту тему в своих произведениях, но сделала это, не употребляя излишнюю слезливость, славословие, картинную позу. Ее стихи были удивительно непосредственны. Будучи еще юной, о своем уходе Цветаева пишет с легкой грустью, с некоей долей иронии.


Поэзия Цветаевой – это настоящий фонтан, который бьет неудержимыми эмоциями. Ей казалось, что если она не выльет из себя строки, то ее душа просто разорвется. Бескомпромиссное отношение к своему творчеству характерно только самым большим поэтам. Именно большим поэтом и была Марина Цветаева, отдавшая себя всю искусству и людям.

В 20 лет Цветаева выходит замуж. Ее избранником стал молодой Сергей Эфрон. Скоро на свет появляется дочь Ариадна. Потом в жизни Марины Ивановны наступает такой момент, когда она начинает крутить роман с одной из поклонниц своего творчества – женщиной по имени Соня. Она повлияла на появление немалого количество стихов и произведений Марины Ивановны. Еще в 1912 году был издан сборник стихотворений. При этом в него вошли многие детские произведения. При этом данная творческая личность, которая была разносторонней, занимается написанием драматических произведений, прозаических и вообще ведет весьма активную и насыщенную литературную жизнь.

На ее творчество особое влияние оказали и такие события, как революция и разлука с любимым мужем. Поэтесса много страдает в одиночестве. В революционные годы ее лирика проникнута печалью. После долгих и мучительных душевных исканий, поездок в Европу она так и не находит смысла своего существования. Силы Цветаевой постепенно иссякают. Она решается на самоубийство. Так трагично заканчивается жизнь этой великой поэтессы. Марина Цветаева отдала нам самое большее, что у нее было – свои мысли чувства, сердце, прожитые дни.


Ева Воробьева
участница

Биографии писателей и поэтов, живших задолго до нашего появления, неизменно овеяны туманом тайны. По сети гуляют статьи с громкими заголовками и весьма интересные факты, которые вряд ли прозвучат на уроках литературы.

Судьба никогда не скупилась для Цветаевой на печальные события, сильнейшим из которых стала смерть ее матери, Марии Александровны, от туберкулёза. Это сильно повлияло на юную особу, оставив свой неизгладимый след. Далее — Гражданская война, расколовшая мир на «до» и «после». Не в силах смириться с этим, Марина покидает Родину в 1922 году, отправляясь в Чехию, просторы которой уже было весьма хорошо знакомы ее мужу — Сергею Эфрону.

Затем новый удар: Цветаева вынуждена расстаться с Ириной и Ариадной, своими дочерями, первая из которых погибает в приюте. Некоторые до сих пор винят в смерти Ирины Марину, однако по сей день весьма сложно сказать, которая часть вины в столь ранней кончине малютки лежит на ее плечах. Однако в 1925 году она снова становится мамой, у неё родился сын Георгий, в котором она души не чаяла. Но рождение сына не принесло ей счастья, ведь поэтесса жила в нищете. Проводя всю жизнь в постоянной спешке, она в последний раз переезжает в Елабугу с Георгием, где впоследствии вешается.

Символичен так же факт, который почти всем известен, что Пастернак перед эвакуацией принёс Марине верёвку, чтобы упаковать вещи, и неудачно пошутил, что на ней можно даже повесится — настолько она крепкая. Этим «советом» и воспользовалась Цветаева.

Таким образом жизнь великой поэтессы, стихи которой сейчас активно цитируются и считаются золотом нашей поэзии, прожила страшную жизнь, которую, пожалуй, я не пожелала бы никому. На ее долю выпало множество испытаний, но она смогла «обессмертить» себя с помощью своего таланта.


Наталья Цыбикова
участница

Марина Ивановна Цветаева является известной поэтессой, творившей в серебряном веке. Она была по-настоящему талантливым и одаренным человеком. Стихи этой женщины не могут оставить равнодушным никого, они, непременно, трогают струны души каждого, кто читает их. Вообще, вполне закономерно, что ее творчество носит достаточно депрессивный цвет. Сама по себе жизнь у Марины Ивановны была совсем не легкой.

Родилась Марина Цветаева в интеллигентной семье. Отец - Цветаев Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед. Огромное влияние на Марину оказала ее мать, Мария Мейн, мечтавшая, что дочь пойдет по ее стопам и станет пианисткой. Но Мария Цветаева заболела чахоткой, и семья была вынуждена уехать за границу. В 1906 году мать умерла и заботы о Марине, ее младшей сестре Анастасии легли на плечи отца.

В 19 лет Марина вышла замуж за Сергея Эфрона. Их знакомство состоялось в Коктебеле. Сергей Яковлевич был веселым, жизнерадостным человеком, душой любой компании. Супружеская жизнь Цветаевой и Эфрона протекала не так гладко, как ожидала Марина. После революции Сергей Эфрон посвятил себя политической борьбе, примкнув к сторонникам белого движения. Поэтессе пришлось одной воспитывать двух дочерей и вести домашнее хозяйство, к чему не была готова. Чтобы спасти девочек от голодной смерти, она решила отдать их в приют. Но вскоре они заболели, и Марина забрала старшую дочь домой. Спустя два месяца младшая умерла в приюте. Для Цветаевой это стало тяжелым испытанием.

В ноябре 1920 года Цветаева присутствовала на спектакле в театре, его неожиданно прервали сообщением о том, что Гражданская война закончена и белогвардейцы разгромлены. Цветаева лихорадочно перебирала в голове мысли о муже: жив, убит или ранен и уже на пути домой.

Весной 1922 года она отправилась с дочерью Ариадной в Берлин, к Сергею. Супруги переехали в деревню под Прагой. Жить здесь было дешевле. Цветаева принялась за устройство быта. Но бытовая неустроенность стала лишь первой пробой характера. Здесь Марина пережила самые сладостные и мучительные сердечные муки, которые ей приходилось испытывать из-за Константина Родзевича. Он увидел в Цветаевой не просто поэта, а женщину, прекрасную, полную живительной энергии. Он никогда не старался казаться лучше, чем был на самом деле, что и покорило Цветаеву.

Марина стала раздражаться по малейшему поводу, замыкаться в себе и не разговаривала с мужем. Когда же наступило время выбора, Марина осталась с Сергеем, но отношения уже, конечно, были далеки от семейной идиллии.

В 1925 году у Марины родился сын Георгий, и скоро семья переехала во Францию. Здесь Марина еще сильнее почувствовала нищету. Усталость от домашних дел все нарастала. Эфрон к этому времени начал заниматься прокоммунистической деятельностью. Он пытался обеспечить себе возвращение на родину.

Один за другим уезжали члены семьи: сначала Аля, а затем и Сергей. Цветаевой дают разрешение на въезд в Россию только в 1939 году. Далее она вместе с сыном приезжает в Москву. Происходит воссоединение семьи и даже начинает казаться, что все самое страшное позади. Новым домом для Цветаевых становится дача в Болшево. Но тут внезапно арестовывают сначала Ариадну, а потом и Сергея.

С началом Великой Отечественной войны Цветаеву в числе прочей писательской интеллигенции эвакуируют из столицы. Вместе с сыном сначала она попадает в Чистополь, а 17 августа 1941 года Цветаева приехала в Елабугу. Сначала она вместе с сыном и другими эвакуированными семьями поселилась в библиотечном техникуме и начала искать работу. Деньги, привезенные с собой, уходили быстро и вещей, которые можно продать, они привезли не много. Работу в Елабуге Цветаева так и не нашла. В Елабуге надо было где-то жить. Марина осталась жить в первом же доме, куда их привели. Хозяйка дома Анастасия Бродельщикова стала свидетелем последних дней Цветаевой.

31 августа жителей вместе с эвакуированными мобилизовали расчищать за городом площадку для аэродрома. Марина Ивановна была больна и осталась дома, на воскресник отправился Георгий. Расчищать аэродром пошла и Бродельщикова. Домой Анастасия Ивановна вернулась после обеда. Тогда она вошла в сени, где на балке повесилась Цветаева. Сначала в темноте она наткнулась на стул, потом - на поэтессу. Марина оставила три предсмертные записки: сыну, эвакуированным в Елабугу писателям и Николаю Асееву в Чистополь.

Поэтесса была похоронена 2 сентября 1941 года в Елабуге. Но из-за того, что шла война, место захоронения так и осталось неизвестным. На этом кладбище сестра Марины, нашла четыре неизвестных могилы, датируемых 1941 годом. Она установила между ними крест, на котором написано, что в этой стороне кладбища покоится поэтесса Цветаева. Это было в 1960 году, а спустя десять лет крест заменили гранитным надгробием.

Поэтесса пережила много тяжелых событий в своей жизни. Вероятно, она покончила с жизнью, так как не выдержала всех жизненных трудностей. Но человеческая слабость не обесценивает её творчества.


Сабина Тынчерова
участница

Цветаева прекрасная поэтесса, она писала разные стихотворения. Они о любви, о детях, о жизни, бывают философскими. Лично я нахожу произведения Цветаевой жизненными и очень интересными. Они помогают задуматься или вывести на эмоции себя. Если говорить про историю жизни Марины, то она была достаточно интересной личностью.

Но поэтесса многое пережила, например Первую Мировую Войну. В это время она написала «романтические драмы». Слог Марины Цветаевой был легким, уносящий в далекие края, прочь от разрухи в замершей Москве.

В 1919 году из-за тяжелой экономической ситуации в стране Цветаева сдала детей в приют. Но увы, в 1920 году умерла её младшая дочь от голода. Через некоторое время ей пришла весточка от Эфрона (мужа Цветаевой) и она решила поехать к нему. В 1922 году супруги воссоединились.

В целом история Цветаевой полна трагедии и драмы, но она продолжала писать, тем самым поддерживая других людей и помогая, выместить свои эмоции на лист бумаги.

Если посмотреть со стороны любовных интриг и отношений, то Цветаева была совсем не верной женой. Она вышла замуж за Сергея Яковлевича Эфрона. Однажды поэтесса сказала, что готова выйти замуж за человека, на которого укажет ее любимый камень. В день знакомства будущий супруг подарил Марина сердоликовую бусину. Этот подарок женщина хранила всю жизнь. Увидев Сергея на морском берегу в белой рубашке, девушка была очарована. Она подумала, что парень слишком пригож, чтобы быть простым смертным. Поженились они почти сразу, в 1912 году. Увы, на их долю выпало не мало расставаний, что «било» по здоровью Сергея.

Цветаева говорила, что сожалела о столь раннем браке.

Первой нетрадиционной любовью Марины Цветаевой стала поэтесса и переводчица Софья Парнок. Они познакомились в октябре 1914 года в московском особняке писательницы Аделаиды Герцык. Это было одно из популярных мест Москвы, где собиралась вся местная богема: поэты, писатели, художники, актёры и музыканты. У девушек начался бурный роман. Софья сыграла роль музы для Цветаевой и вдохновила её на создание новых стихов. Однако обе женщины чувствовали, что вечно так продолжаться не может. Ревность, непонимание и охлаждение былой страсти наступило быстро и неожиданно, а страсть превратилась едва ли не в ненависть. И когда Цветаева в 1933 году узнает о смерти своей возлюбленной, она внешне была невозмутима, но после стольких эмоций человек, вероятнее всего, душа болела. Но мы этого уже не узнаем.


Софья Гудкова
участница