Полина ПЕрвухина

Прогулка в темноте

Каково живётся тем, кто лишился или никогда не обладал способностью видеть? Чтобы узнать, отправляемся в интерактивный музей "Прогулка в темноте" вместе с незрячим гидом и погружаемся в его мир
Я родилась в счастливой семье здоровым ребенком. У меня было и есть всё. У меня море возможностей, любые мои желания легко исполнить. Если я захочу быть художником — меня отведут в художественную школу. Захочу быть журналистом — пойду на курсы телемастерства. Но, главное, я могу исследовать весь мир без препятствий. Я могу увидеть любой уголок планеты, услышать пение любой птицы, почувствовать запах любого цветка, прикоснуться к чистой воде горных озер, попробовать самую экзотическую еду и добежать до линии горизонта. Я счастлива и довольна своей жизнью. Но я спрашиваю себя: могла ли я быть также счастлива, будь у меня возможностей от природы меньше?

Погрузиться в мир людей с ограниченными возможностями, понять, как они живут, оказалось проще, чем можно представить. Я отправилась в московский музей «Прогулка в темноте» — место, посвященное жизни и опыту незрячих.
Закрой глаза
и посмотри
Впервые в Москве — музей, экспозицию которого вы не сможете увидеть.

Мы приглашаем вас посетить очень необычный музей, экспозиция которого погружена в абсолютную темноту! В музее «Прогулка в темноте» вы узнаете много нового о себе, так как все ваши чувства, кроме зрения, подвергнутся серьёзной проверке. Отправившись на экскурсию вместе с друзьями или коллегами, вы станете намного ближе, совместно выполняя задания в необычных условиях.

Экскурсии проходят под руководством незрячих и слабовидящих гидов, для которых темнота — привычная стихия. Наши гиды все очень разные, но у них есть общая черта — позитивный взгляд на мир. В процессе экскурсии гид расскажет участникам, видят ли незрячие сны, как, не глядя, можно перейти дорогу, правда ли что незрячие считают шаги и много других интересных фактов об особенностях мира, в котором они живут.
Instagram
Нас встретила Татьяна. Выглядела она как обычный гид-экскурсовод, кроме одной детали. В помещении музея на ней были темные очки, а в руках трость, которой она ощупывала свой путь. Девушка широко улыбнулась, попросила гостей встать друг за другом и положить руки на плечи впереди стоящего. Татьяна стояла во главе нашего «паровозика» и начала уверенно идти вперед в темную часть экспозиции. Так мы преодолели барьер между светом и тьмой.

Закрыты глаза или открыты — не имело значения. У человека пять органов чувств, в музее работали только четыре: слух, осязание, обоняние, вкус. Зрение отключилось. Тут же мы растерялись. Я не понимала, где нахожусь, куда повернуть, как найти нужный предмет. И только для Татьяны не было никакой разницы, ведь она живет в этом мире с самого рождения.
Мы зашли в квартиру, такую же, как и у всех нас. Но ничего не было видно. Держась за стену, я стала продвигаться вперед, пока не врезалась во что-то. Гладкая поверхность, возможно деревянная, странные прямоугольники на разной высоте и резкий звук при прикосновении. Это фортепиано. Я попробовала сыграть что-нибудь, но не смогла попасть ни в одну ноту.

Но слышно что-то ещё.
— Кто там? Кто там? — доносится из другого конца квартиры.
—Это я, почтальон Печкин!
Всё ясно, там стоит телевизор. Если к нему прикоснуться, экран немного ударит током.
Двигаемся направо, под ногами чувствуется ковер. Натыкаемся на что-то большое и холодное. Нащупываем ручку, открываем. Дунуло холодом. Это холодильник. Значит, мы на кухне. А что стоит наверху? Какой-то куб, тоже ручка, открывается с характерным щелчком. Это, наверное, микроволновка.

Что еще есть в квартирах? Санузел. Пол становится холоднее: это уже не паркет, а кафель. Вытягиваю руки вперед и стараюсь угадать, что передо мной. Влажная, гладкая поверхность, с углублением на высоте груди — это раковина. Нечто похожее, но уже ниже — унитаз. Тонкие стенки, стоящие углом, внутри шланг и что-то пупырчатое — душевая кабина. Я чуть не снесла с стены лейку, но успела ее поймать.
Вешалка, пальто, дверь и мы на улице. Как это понять? Карканье ворон, звук проезжающей машины. Стена становится шершавой, это уже внешняя сторона дома. Идешь по тротуару, держась за кирпичную стену и обходя водосточные трубы. Больше всего не хочешь наткнуться на что-то или кого-то. Но, в конце концов это происходит. Я врезалась в мусорку, пришлось на ощупь искать дорогу в обход, а затем на голос Татьяны идти к пешеходному переходу. Это самое страшное: ты слышишь машины, но не видишь их. Под ногами ощущается ребристая поверхность. Это тактильная плитка, её специально кладут у дорог, чтобы люди с нарушением зрения понимали, что подошли к опасному месту.

«Пора переходить дорогу! Слышите машины? Идти нужно будет быстро, чтобы успеть, пока горит светофор» — предупреждает нас Татьяна. Но как перейти дорогу, если ты не видишь зеленый свет светофора. Вместо него слышно громкий сигнал — можно идти. Начинаю медленно двигаться на голос Татьяны, которая уже перебежала дорогу и ждет нас на другой стороне. Сигнал ускоряется, времени мало. Когда зрячий человек переходит дорогу, он смотрит направо и налево, чтобы убедиться, что все машины стоят. Тут, в полной темноте, можно рассчитывать только на свой слух и на веру.
Мы пришли на рынок. «Нужно купить еды» — предлагает Татьяна. Но как? Я не вижу, что выбираю. Снова приходится полагаться на осязание, обоняние и вкус. Я беру в руки мешочек, он наполнен маленькими шариками. Подношу к лицу и делаю глубокий вдох. Нос стало щекотать, захотелось чихнуть. Перец узнать легко, а вот все остальное… Майоран, чабрец, гвоздика, зира, розмарин — их и на внешний вид различить непросто, а только на ощупь и на запах и подавно.

А вы можете отделить горох от чечевицы в полной темноте? Золушка хотя бы их видела. Как выбрать продукты на ужин, когда не видишь их? Хорошие яблоки отбираются по запаху. Картошка должна быть упругой и твердой на ощупь. Чтобы выбрать арбуз, подключается слух. Любой удар по нему, даже щелбан, должен быть звонким.
«Собрались, погуляли, в магазин сходили, время культурной программы!» — зовет нас Татьяна. Идем в музей. Обычно к экспонатам нельзя прикасаться. За это и выгнать из музея могут. Но для людей с нарушениями зрения есть специальные контактные музеи.

Ощупываем предмет сверху вниз. Пальцы, рука, диск… Неровный шар — это голова. Вот нос, глаза, губы. Это знаменитый «Дискобол» Мирона. «Венеру Милосскую» узнаем по отсутствию рук и драпировке на ногах. «Мыслителя» Родена определим по положению ног и руке у подбородка.
Картины увидеть не получится, но можно «осмотреть» тактильные горельефы. Это объемные рисунки. На ощупь узнаём собор Василия Блаженного, портрет Гагарина и Большой театр. Это всё легко представить и угадать, мы ведь все это уже видели.

В школах на уроках искусства нам постоянно показывают мировые достопримечательности и элементы культурного наследия. В спецшколах детям с нарушениями зрения тоже нужно учить историю и культуру. Для них готовят тактильные учебные пособия. Именно их мы трогали в музее. Человеку, который понятия не имеет, как выглядит, например, Эйфелева башня, приходится представлять её только после прикосновения к макету.
«Вы ещё не проголодались?» — спрашивает Татьяна. Говор веселых людей, стук тарелок и стаканов. Мы пришли в кафе. Заказываем снеки, кофе, сок и шоколад. Пришло время задействовать вкусовые рецепторы. Беру с блюда небольшие кубики и маленькие бублика. Пробуем, это сухарики и сушки. А что это за сок? Сначала он будто яблочный, но, когда приходит первое послевкусие, догадываюсь — что это вишня. Как понять, что ты заказал до того, как ты уже это съел? Как вообще понять, что в меню?
Для незрячих есть специальный шрифт Брайля. Это выпуклые точки, расположенные в разном порядке. Комбинации этих точек заменяют каждую букву алфавита. В специализированных школах учат на нем писать. Пишут через трафареты справа налево, выдавливая точки специальной иголкой. После, переворачивая лист, получают выпуклости, по которым можно читать как обычно слева направо.

Также по выпуклостям учат и все остальное, например, географию. На картах горы обозначают толстыми полосками, реки — тонкими, границы — прерывающимися точками.

Даже ЕГЭ можно сдать на шрифте Брайля. В отдельной аудитории незрячие выпускники получают свои задания и специальные бланки. Потом ответы на шрифте Брайля ассистенты переводят в обыкновенную форму приема ответов. Так школьники с нарушениями зрения могут участвовать в общем конкурсе при поступлении в университет, где студентам с особенностями готовят индивидуальный учебный план.

А что потом? Кем могут работать слабовидящие или незрячие дети, когда вырастут и получат образование? Очень распространено музыкальное направление. Всем известно, что когда один из органов чувств развит слабее, то другие обостряются. Поэтому у людей с нарушением зрения очень хорошо развит музыкальный слух. Также как и вкусовые рецепторы. Профессия дегустатора очень тонка и изящна и требует хороших способностей в плане восприятия оттенков вкуса.
У многих знаменитых людей были нарушения зрения. Гомер, древнегреческий автор «Иллиады» и «Одиссеи»; выдающиеся математики своего времени Дидима, Саундерсон, Гоффа; знаменитые историки Ауфидий, Тьерри, Пресскот; создатель шрифта для слепых Луи Брайль. Всем им было сложно, но они добились успеха и были счастливы.

Нам всем дают шанс, когда мы появляемся на этот свет. И может быть кто-то живёт в другом мире, кто-то остается всю жизнь во тьме. Но они живут, развиваются, дружат и любят, как и все остальные. Татьяна улыбалась и махала нам рукой, провожая нас после экскурсии, когда мы выходили из темноты музея в свет фойе. Девушка в тёмных очках счастлива, у неё своя жизнь, очень интересная и важная работа, любимая семья, хорошие друзья и множество возможностей. И пусть из-под своих очков она не видит солнца, но она не станет из-за этого менее счастливой.
Вам понравилось?